Лидия Николаевна Делекторская

0
771

Лидия Николаевна ДелекторскаяЛидия Николаевна Делекторская (23 июня 1910 года, Томск — 16 марта 1998 года, Париж) — русская переводчица, секретарь великого французского художника XX века Анри Матисса.
Лидия Делекторская родилась в 1910 году в Томске, в семье врача. Во время Гражданской войны эпидемия забрала ее родителей, и в 13 лет Лидия осталась круглой сиротой. Родственница увезла ее к себе в Харбин. Потом Делекторская попала во Францию. К Матиссу она попала, прочитав в Ницце объявление на автобусной остановке — какой-то художник искал себе помощника.

В октябре 1932 года в мастерской великого французского художника Анри Матисса в Париже появилась помощница. Ее звали Лидия Делекторская.

Большие миндалевидные глаза, волевой подбородок, широкий разворот покатых плеч — удивительные природные красота и грация, не могли не привлечь внимания художника.

По прошествии нескольких лет она стала его моделью, секретарем и близким другом, оставаясь с художником до конца его дней.

Начиная с 1965 года, Лидия дарила Эрмитажу рисунки, скульптуру, а также книги, иллюстратором и дизайнером которых был Матисс, — так называемые livre d’art, издаваемые небольшим тиражом, иногда до пятнадцати экземпляров. Уникальность эрмитажного собрания livre d’art состоит не только в его полноте, но и в том, что большинство титульных листов книг, подаренных Делекторской, украшены рисунками и автографами Матисса, иногда в сочетании с автографами издателя или автора. В 1970-е годы Лидия Николаевна дополнила собрание livre d’art Матисса книгами, созданными его знаменитыми современниками — Андре Дереном, Хуаном Миро, Пабло Пикассо, Фернаном Леже.

Благодаря Делекторской в Эрмитаж попали 2 картины Анри Матисса , где запечатлена сама Лидия Николаевна — это единственные живописные работы позднего периода творчества Матисса в коллекции музея. Большой интерес на выставке вызывают также скульптурные работы Матисса, созданные в 1920-е годы.

Л.Н. Делекторская передавала в дар Эрмитажу произведения Анри Матисса не только из личной коллекции, но и приобретала их на аукционах с последующей передачей в музей. За свои дары она допускала лишь одну форму благодарности — выставки, на которых экспонировались произведения Матисса. Она искренне радовалась выпущенным к ним каталогам, всегда их просматривала в рукописи, комментировала, а уже изданные с гордостью показывала во Франции.

Перевела на французский язык все произведения Константина Паустовского.

Согласно воле Лидии Делекторской, её прах был привезен из Франции и погребен под Санкт-Петербургом, в Павловске. Место её захоронения чудом не потеряно.

5 ноября 2002 года в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открылась выставка «Лидия Делекторская — Анри Матисс. Взгляд из Москвы», на которой были представлены дары Лидии Николаевны музею. В экспозиции было представлено более двухсот различных произведений искусства, книг, фотографий, архивных документов, мемориальных предметов. В том числе две палитры художника; вышитые блузы, части костюмов и украшения, в которых Делекторская позировала Матиссу; фотоаппарат, с которым художник ездил на Таити, резиновый мячик, которым он в конце жизни тренировал руку, и другие предметы. К выставке подготовлено одноименное издание, посвященное памяти этой удивительной женщины.
4 октября 2005 года в Государственном Эрмитаже открылась выставка «Дар бесценный. Посвящается Лидии Николаевне Делекторской. Живопись, скульптура, рисунки, эстампы, книги». Выставка представляла собой произведения Анри Матисса, переданные в дар Эрмитажу Л. Н. Делекторской, и насчитывала более ста экспонатов из собрания музея.
В 2010 году известный режиссер документалист Олеся Фокина сняла короткометражную картину под названием «Лидия Д.». Сюжет фильма рассказывает о драматической жизни и судьбе великой русской переводчицы Лидии Николаевны Делекторской.