Четверговая соль в православии — правда или ложь?

0
84

Четверговая соль в православии — правда или ложь?

В последние годы нередко, особенно в предпасхальный период, приходится слышать и читать о так называемой «четверговой соли». В Интернете без труда можно найти существующие ныне рецепты ее приготовления. При этом говорится, что эту соль необходимо готовить один раз в год — в Великий четверг (в народе называемый Чистым четвергом).

Нужно обратить внимание, что большинство посвященных «четверговой соли» материалов находится на оккультных Интернет-сайтах и форумах, где сообщается, например, что соль эта очищает организм, лечит болезни, обладает «магической силой», защищает от сглаза и «помогает» в борьбе с недругами. Читателю предлагаются различные способы использования «четверговой соли» в магических ритуалах. Иногда рекомендуется перед таким использованием освящать «четверговую соль» в церкви вместе с куличами и яйцами.

Не секрет, конечно, что «колдуны» и «экстрасенсы» используют в своей практике церковные святыни: иконы, святую воду… И поскольку приготовление «четверговой соли» часто упоминается в одном ряду с куличами, крашеными яйцами и пасхами, может возникнуть вопрос: не относится ли «четверговая соль» к числу действительно церковных традиций, только забытых за годы советской власти?

На этот вопрос есть ответ: четверговая соль не имеет никакого отношения к действительным церковным традициям. Дело в том, что убеждение в чудесной силе «четверговой соли» — одно из множества возникших в древности языческих суеверий.

История возникновения и  поверья

В народных представлениях славян соль — символ, используемый главным образом в качестве оберега. Соль, по народным представлениям, способна защитить от враждебных сил и влияний. Особой силой наделялась приготовлявшаяся в Великий четверг «четверговая соль». Это не случайно: к Великому четвергу в народном быту было привязано совершение множества разнообразных ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год. У восточных славян Страстной четверг почти повсеместно назывался Чистым. Очистительные обряды Чистого четверга касались не только самого человека, но и его ближайшего окружения, прежде всего дома и утвари. На рассвете в этот день или в канун его хозяйки мыли и скребли полы, стены, потолки, столы и лавки, чистили лампады у икон, парили молочную посуду, перетряхивали солому с постелей и т.д..

Кроме этого, в народе было распространено суеверное почитание «страстной» или «четверговой» свечи, хлеба, соли, приписывали им целебную силу.

«Четверговую» соль хранили в течение всего года. Ее использовали от «сглаза» и как универсальное средство при лечении самых разных болезней (как у людей, так и у домашних животных). Крестьяне принимали ее внутрь, растирались ее раствором, а заболевшему скоту давали посоленный ею хлеб или разводили щепотку в поилке. В качестве оберега «четверговую» соль зашивали в ладанку и носили на груди.

Надо ли говорить, что перечисленные выше народные обычаи с точки зрения христианского вероучения являются суеверием, нередко кощунственным? Сохранявшиеся языческие поверья во многих случаях не меняли свою сущность, хотя и связывались в сознании народа с церковными праздниками, событиями и лицами Священной истории. Так и приготовление «четверговой соли» не имеет ничего общего с настоящими традициями Православия.

Скажем теперь о собственно церковной практике. В Требнике существует молитва на освящение соли — «Молитва над солию». Молитва над солию является одной из древнейших… В духовном смысле соль означает спасительное учение Христово и святую жизнь проповедников Его (Мф. 5:13).

Новозаветная Церковь использует соль для хлеба, приносимого в жертву бескровную и благословляемого на всенощных бдениях. Церковь благословляет соль и как важнейший продукт питания. Но в богослужебных книгах нет указаний на необходимость освящения соли в какой-то определенный день года. В «Настольной книге для священнослужителей» С. В. Булгакова мы также не найдем предписания об освящении соли ни в Великий четверг, ни на Пасху.

Итак, народное верование в целительную силу «четверговой соли» восходит к дохристианским мифологическим представлениям и никак не связано с церковной «молитвой над солию». Но пережитки язычества бытовали в народной среде. Духовенство тоже не могло не испытывать воздействия народа (тем более что по уровню богословского образования оно зачастую от него почти не отличалось). В истории Церкви известны случаи, когда духовенство воспринимало языческие убеждения прихожан. Так, в начале IV века Эльвирский собор (в Испании) своим 34-м правилом запретил зажигать днем свечи на кладбище – «чтобы не беспокоить души святых».  Порой даже духовенство способно идти на поводу у верований прихожан, переступая при этом евангельские и святоотеческие заповеди. Оговоримся, однако, что такие случаи весьма редки, так как Церковь всегда резко сопротивлялась попыткам «освятить» суеверия ее авторитетом.

В отношении «четверговой соли» такие попытки уже случались. В XVI веке всюду, не только в простом народе, но и в высших классах и в княжеской семье господствовали многочисленные суеверия. Об этом свидетельствует состоявшийся в царствование Ивана Грозного Стоглавый Собор (1551 г.): «В Великия четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторыи же невегласи [невежды] попы в Великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по Велице дни [Пасхе] там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом».

В те времена народная медицина вся состояла из заговоров и кудеснических средств. Народные и частные бедствия, неудачи, семейные разлады и прочее постоянно приписывались ведовству, и средством к устранению их было ведовство. Дух кудесничества проникал в само христианство народа. Заговоры получали христианскую форму, заменив в своих воззваниях имена мифических сил именами святых; с другой стороны, некоторые христианские молитвы превращались в заговоры через сообщение им в народном сознании кудеснической силы, списки их носили на шее, хранили в домах как талисманы, употребляли в колдовстве. Кудесничество пользовалось для своих целей даже священными предметами, например, просвирни наговаривали над просфорами,.. священники… клали на 6 недель в церкви на престол детский послед. Ходили по рукам разные гадальные тетради — Рафли, Аристотелевы врата, Шестокрыл. С XVI века с запада перешли к нам астрологические суеверия и гадания, помещавшиеся в Остронумеях, Зодеях, Альманахах… Но нужно быть внимательными и помнить — это всё отклонения и язычество.

И все же Стоглавый Собор (1551г.) в этих условиях проявил достаточно христианской мудрости, чтобы отвергнуть целый ряд попыток проникновения суеверий в церковную среду, и в их числе – указанный своеобразный способ получения церковной «санкции» на «четверговую соль». Постановление Собора по этому поводу гласило:

«Заповедати в Великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении».

Как ни странно, «четверговая соль» в наши дни вновь становится популярной. При этом суеверные люди, убежденные в ее чудодейственной силе, опять стремятся привлечь на свою сторону Церковь. Это вызывает понятные недоумения у прихожан:

«В нашем городе при храме есть женский монастырь. И вот в четверг на последней неделе Великого поста во время службы монахиня принесла в полиэтиленовом мешочке соль, подошел священник, почитал молитвы. Рядом стоящие прихожане тоже взяли по горстке этой соли из мешочка, за что монахиню настоятельница отругала. А когда на следующий год мы с сестрой пришли в такой же день (четверг последней недели поста) с надеждой тоже освятить соль, то ничего подобного не было. Я спросила у одной из монахинь об этом, она ответила, что первый раз слышит об освящении соли, что никогда такого не видела и ничего подобного не слышала. Так что же такое четверговая соль, для чего это делается?»

, — спрашивает участница одного из православных Интернет-форумов.

Священнослужитель в ответ справедливо замечает:

«Не знаю, кто эту соль возвел в ранг особой святыни (в требнике есть молитва над солью, но это не освящение чисточетверговской соли, а просто молитва, подобная молитве на благословение скота, сеяния и овощей). Сейчас этот обычай становится популярным в некоторых приходах и монастырях, однако это не более, чем самочинное нововведение. Относиться к этому можно по-разному — читать молитву над солью можно, приносить ее в определенный день для освящения — тоже. Однако приписывать ей какую-то особую целительную силу или благодатность – странно. Употребление этой соли ограничено только приготовлением пищи, так что это ничто более, как благословленная соль из храма. Приписываемые ей целительные свойства остаются на совести распространителей этих рассказов. По вере, конечно, и от соли может быть исцеление, только вот у нас есть святая вода, другие святыни… И, наконец, Св. Причастие!»

Игумен Александр (Пахомов) пишет на православном форуме:

В четверговой соли сошлись несколько церковных и бытовых образов, связанных с солью. Соль — единственный элемент питания, который невозможно заменить и это — единственный минерал, употребляемый в пищу и к тому же мощный консервант. Евангелие дало нам образ соли, как образ верующего человека: «Вы — соль мира». Ещё интересен образ из Ветхого Завета — жена Лота, превратившаяся в соляной столб и через это как бы остановленная в своём грехе.

К Пасхе принято готовить всё лучшее: церковные облачения, свою одежду, пищу. В древности не было помолов и часто соль продавали крупными кристаллами или кусками. Соли пережигали дома в печах, чтобы она рассыпалась в порошок, т.е. стала лучшей. Среда и четверг — дни начала подготовки к разговинам и наверняка тогда же готовили и соль к праздничному столу.

В суевериях нечистая сила обычно обитает в сырых и тёмных местах, где продукты быстро портятся, а соль может защитить от гнили (порчи). Посмотрите внимательно на «защиту» от «нежити»: серебро, чеснок, соль — консерванты и антисептики. По-видимому когда-то решили бороться с духами, так же как с плесенью и микробами.

В требнике существует молитва на освящение соли, но не даётся указание на конкретную дату (освящай хоть каждый день) и в ней только одна просьба — преложить её в жертву радования, видимо потому, что без соли и еда не еда, но ни слова о её «боевых» качествах.

С «недоброжелателями» лучше бороться не мешками с солью, а исполнением евангельских добродетелей, да и бесы, как известно, изгоняются не чесноком, а постом и молитвою.

И несколько не по теме. Интернет впитал в себя принцип толерантности, поэтому не обращайте внимание, когда увидите рядом Крест Христов и магические символы. Вы же и в магазине берёте только то, что нужно, а не всё подряд.

Господь Иисус Христос говорит: Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом (Мф. 17, 21). Поэтому молитва, то есть призывание имени Божия, помощи Божией, и пост – это и есть главные средства в борьбе с невидимым врагом. Постоянно идет невидимая брань, брань духовная. И пост как раз есть время благоприятное для той борьбы, для исправления своей души. Постом все помогает этому, и за пост дается особая благодать Божия. И соборуются у нас обычно все Великим постом. Поэтому, когда говорят:
«Еда – это неглавное», – надо помнить, чтобы добраться до главного, нужно начать хотя бы с маленькой ступеньки. А телесный пост есть первая ступенька. Самомнение, гордыня человеческая говорят: «Это неважно, главное – не ругаться». Да, согласен. Так, если будешь поститься – отпадет и много поводов ругаться, даже в этом помощь» (протоиерей Валериан Кречетов) (1).

«Кто отвергает посты, тот забывает, от чего произошло грехопадение первых людей (от невоздержания) и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне (постясь сорок дней и ночей), тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно наичаще чрез невоздержание, как это было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, – ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти и против диавола, сильных против нас особенно чрез наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот наконец слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел»

, — праведный Иоанн Кронштадтский).

Таким образом, «четверговая соль» — языческий предрассудок. Её приготовление и использование – магические манипуляции, противоречащие церковному учению. Православным христианам следует помнить слова апостола Павла, предостерегавшего от следования пустому обольщению, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (см.: Кол. 2:8):

[Зач. 254.] Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,

Свойства четверговой соли по староязыческим правилам

По староязыческим традициям «Четверговая соль» готовится один раз в году – в Великий четверг. Суеверные люди считали, что она обладает защитными свойствами и целительной силой. Еще до возникновения христианства люди считали, что обычная соль обладала чудодейственными силами, поэтому дальних родственников хозяйки встречали свежим хлебом и солью.

Даже при крещении использовались крупицы соли, их нужно было попробовать языком. Такой обычай проводился для того, чтобы у человека жизнь была сладкая, без трудностей и болезней.

Четверговой солью суеверные пращуры умывали больных людей, рассыпали по земле, чтобы был урожайный год, кормили скот, чтобы уберечь его от болезней и злых языков. Она считалась оберегом для всего дома. В начале 19 века готовили ее ночью со среды на Чистый четверг во время Страстной седмицы. Они заворачивали обычную соль в тряпку либо помещали в посудину, затем прожигали ее в печи. По поверью, огонь только увеличивал защитную силу оберега.

В некоторых поселениях было принято выносить крупицы соли на улицу, чтобы звезды усилили ее целебные свойства. Иногда вместе с ценным продуктом выносилась вода, зола и мыло. Суеверные бабушки и дедушки на Страстную неделю рассказывают, что такое «четверговая соль», как ее готовить и какое значение она имеет. Также рассказывают, что ее не только хранили в доме, но и солили ею освященные в храме крашенки.

Особенности приготовления четверговой соли в наше время

Четверговая соль в православии — правда или ложь?

Ценный оберег готовится верующими людьми на четвертый день Страстной седмицы.

По языческим традициям самыми быстрыми способами приготовления «четверговой соли» являются:

  • Высыпается сухой продукт на сковородку и прожаривается до тех пор, пока он не изменит свой цвет (крупицы должны стать темными).
  • Во время приготовления ее стоит постоянно помешивать деревянной ложкой.
  • Староязычники верили, что  если во время готовки оберега крупицы начинают сильно стрелять или трещать, то человека сглазили завистники.
  • Высыпается соль и мука в равных частях на раскаленную сковороду. Готовится, помешивая, пока сухая смесь не потемнеет.
  • Приготовление соли в печке (духовке). Крупицы высыпаются в тряпку, которая кладется в печь или духовку. Нужно дождаться, когда тряпка истлеет. Полученный комок «четверговой соли» стоит раздробить ножом.
  • Заниматься приготовлением оберега нужно только с добрыми, позитивными мыслями.
  • Во время готовки можно помолиться, таким образом, ценный продукт впитает хорошие слова и помыслы.
  • Полученную соль язычники ставили на праздничный стол, приправляли приготовленные блюда.
  • Также суеверные люди считали, что можно часть соли завернуть в материал и поставить в укромное место, чтобы она защищала домочадцев от врагов и недоброжелателей.