Доходы падают, цены растут: о работе таксопарков и таксистов в новых условиях

0
178

Доходы падают, цены растут: о работе таксопарков и таксистов в новых условиях

Сервисы заказа такси планируют в текущей экономической ситуации обновить тарифы на поездки в городах России. Редакция решила узнать о ситуации подробнее и спросила у сети таксопарков «Ё-такси», что сейчас происходит на рынке такси, как на них отразился рост цен на запчасти и автомобили. Также мы спросили, стоит ли ждать, что услуга такси для большинства скоро станет роскошью.

Сеть таксопарков «Ё-такси» занимается сдачей в аренду автомобилей «под такси» в восьми городах Сибири. В Томске у нее порядка 500 автомобилей, в основном это авто марки Volkswagen Polo.

О росте цен на запчасти и обслуживание

Как рассказал vtomske.ru представитель «Ё-такси» Дмитрий Дутов, стоимость отдельных запчастей за полтора месяца увеличилась в 2-3 раза.

«Если комплект тормозных колодок стоил 600 рублей, то сейчас он стоит 1,8 тысячи рублей, амортизаторы стоили 1,8 тысячи рублей, теперь стоят пять тысяч руб. Элементарные лампочки подорожали более чем в два раза — с 130 до 280 рублей. Сейчас весна, со дня на день будем переобувать парк в летние шины. Шины стоили 2,3 тысячи рублей за единицу, сейчас продаются за 3,8 тысячи рублей», — говорит Дмитрий.

Сейчас сеть работает с несколькими поставщиками. За последний месяц, помимо «скачкообразного» изменения цен, увеличились сроки поставок. Причем поставщики отказываются предоставлять отсрочку платежей.

Стоимость обслуживания сети таксопарков, по словам собеседника, стала обходиться на 30—40 % дороже.

«Не все автомобили ломались, не по всем автомобилям в период спецоперации подошел срок ТО. Но расходы уже критически приблизили наш бизнес к порогу рентабельности. Единственным выходом для сети оставалось повышение стоимости аренды, которое без повышения тарифа агрегатором выглядело бы исключительно как желание нажиться на кармане водителя — никого не волнуют твои расходы», — говорит собеседник.

С 13 апреля, вслед за агрегатором, сеть подняла стоимость аренды на 50 рублей. По словам Дмитрия, оно небольшое (порядка 2,5—3 %), но оно позволит хотя бы частично перекрыть расходы.

Расходы таксистов

«Водители, арендующие у нас автомобили, подключены к сервису нашего партнера — агрегатора «Яндекс Про». Мы знаем, что большая часть стоимости поездки достается водителю (порядка 70 %), но у водителя и расходная часть больше: ежедневная аренда от 1,7 тысячи до 2,1 тысячи рублей (это зависит от модели автомобиля), заправка, мойка», — объясняет Дмитрий Дутов.

По словам одного из арендаторов «Ё-Такси», его расходы, связанные с эксплуатацией арендованного автомобиля, увеличились незначительно — подорожала автомойка (1-2 раза в неделю в зависимости от погоды) и аренда поднялась на 50 рублей. Еще уменьшились возможности заработка, которые напрямую зависят от условий системы агрегатора.

К примеру, по словам таксиста, в системе «Яндекс Про» на доход влияют параметры — рейтинг (зависит от оценок пассажиров) и умение ориентироваться в географии города.

Еще влияет «выкуп смен» — с помощью этой функции таксист может купить у агрегатора в приложении смену, к примеру, на 12 часов и заплатить за это фиксированную сумму, а не оплачивать комиссию с поездки. Ранее такая функция была доступна всем желающим. По словам, собеседника, это позволяло экономить водителям на комиссии агрегатора от 300 до одной тысячи рублей.

«Сейчас же возможность покупать смены остается только у водителей, которые выполняют определенное количество заказов. Таким образом, агрегатор мотивирует на выполнение водителем максимального количества заказов. Другими словами, делает этот вид деятельности неинтересным для стихийных и неподготовленных частников, которые на своей машине вечером выезжают заработать себе на пиво. Но особенность пассажирского извоза заключается в том, что не выполнить необходимое количество заказов водитель может не только по своей лени или нежеланию, но и по объективным причинам: пробки, ситуативное снижение спроса, плохое самочувствие» — говорит таксист.

Такси станет роскошью?

«До 1991-го года таксопарки предоставляли услугу дорогостоящую, поездка на такси была привилегией людей с достатком. Сейчас студенты ездят на такси из университета в общежитие, потому что дешевле и удобнее, чем на маршрутке. Сомневаюсь, что агрегаторы (а именно они сейчас диктуют ценовую политику) будут критично повышать стоимость. Скорее всего, такой задачи у них нет», — говорит Дмитрий Дутов.

По его словам, пока есть агрегаторы, поездка на такси и дальше будет оставаться массовой услугой.