Руководителям всех уровней, а особенно специалистам по кадрам, совершенно необходимо грамотно разбираться в основных типах поведения людей, в которых демонстрируются черты трудного характера, что может создать дополнительные осложнения в работе.
«Хронический» жалобщик. Этот работник всегда чем-то недоволен: оборудованием, расценками, отдельными товарищами. Он жалуется и на своего мастера, и на бригадира, и даже на начальника цеха. Особенно трудно с таким работником, если он пишет жалобы в разные инстанции, а те требуют разбирательств. Лучшее средство перевоспитания такого работника — доброжелательная шутка. К странностям его характера необходимо проявлять терпимость, но не беспредельно, а пока он не зашёл в своих жалобах излишне далеко. Даже обоснованные, но частые жалобы надоедают, портят настроение руководителям и коллективу. Их следует обсудить, а жалобщика привлечь к ответу перед коллективом: «Что мы сами сделали для того, чтобы исправить имеющиеся недостатки?», «Каковы наши конкретные предложения, и способы их реализации?»
Самолюбивый, человек. Он убеждён, что в коллективе его недостаточно ценят, не уважают и пренебрегают его мнением. Возможно, у самолюба есть свои поводы для раздражения. Поэтому надо стремиться понять их. Вы сумеете подобрать нужный подход к данному типажу, если сумеете понять в чём заключаются причины, вызывающие у него приступы уязвленного самолюбия.
Нарушитель дисциплины. Работник, позволяющий себе роскошь опаздывать и, наоборот, самовольно раньше уходить с работы. Такие проступки заслуживают административного взыскания — это справедливо для нарушителя и поучительно для остальных.
Лодырь. Он утверждает, что слишком лёгкая работа для него унизительна, а на тяжёлую его просто не хватает. Таких людей, долго держать в коллективе нельзя.
Завистник. Тактика завистника скрыта от окружающих. Она выражается в виде периодически случающихся наскоков на руководителя или же принимает форму широкого «оповещения» всех окружающих о случившихся провалах или ошибках, допущенных коллегой. Его индивидуальная мораль полна, эгоистичных и тщеславных устремлений, желаний непременно остановить энергичных соперников. Такой человек абсолютно уверен, что он лучше большинства коллег.
Забывчивый человек. Часто забывает, что ему было поручено или к какому сроку должен был выполнить задание. К работникам, страдающим забывчивостью, рекомендуется подходить индивидуально, усилить требовательность, чаще напоминать, предупреждать об ответственности за срыв задания, а в случае очередного нарушения применять меры взыскания за забывчивость.
«Безупречная» личность. Этот типаж привык за свои ошибки винить других, в том числе и начальника. По-видимому, чувство самокритики у него притуплено. Как обычно, во всём он считает себя безупречным и правым. Дайте ему такую работу или поручение, которые потребовали для исполнения большей самостоятельности и проявления большей личной ответственности.
Сплетник-информатор. Он пытается добиться благосклонности руководства, путём осведомления его о том, что происходит в коллективе, о негативных мнениях и высказываниях, о состоявшихся неофициальных событиях, чем очерняет других в глазах начальника. Объясните ему наедине, что подобным поведением он не завоюет авторитета ни у руководства, ни у коллег.
Неаккуратный рабочий. Он не следит за чистотой на своем рабочем месте, за оборудованием и инструментом. Сам неопрятен, то у него нет перчаток, то пропала спецовка. С ним нужно побеседовать на собрании бригады.
Индивидуалист. Он всегда стремится выделиться и поступает только по-своему. На критику в свой адрес реакция агрессивная или может замкнуться в себе. Хорошо, если работа от этого не страдает. А если это чревато срывом производственного задания? Пусть коллектив обсудит его поступки, но доброжелательно, так, чтобы постараться помочь ему, ни обозлить, ни противопоставить коллективу ещё больше.
Пьяница. С ним поступайте согласно закону. Но важно иметь в виду, что хронический пьяница — это алкоголик, человек с пониженной волей, постоянно испытывающий чувство физической или моральной неполноценности. Ему надо лечиться— без вариантов и безотлагательно.
Застенчивый человек. Чаще всего это девушка или юноша. Иногда он позволяет обманывать себя, а это создает неуверенность, сбои в работе. На него бывает трудно положиться. Поговорите с ним по душам. Внушите ему наедине, что он должен быть более решительным, более волевым и самостоятельным.